Вопрос выбора вина в магазине не потеряет актуальности никогда. К сожалению, нет универсального алгоритма, актуального на все случаи жизни, но мы постараемся помочь сориентироваться в лабиринте винных полок применительно к российской действительности.
Самый важный совет: не ленитесь учиться. Чем больше вы знаете о вине, тем проще вам будет делать выбор. Не пугайтесь: речь не о продвинутых курсах сомелье. Для того, чтобы выбрать вино в супермаркете, не нужно уметь расположить коммуны Гран крю Эльзаса с севера на юг или знать наизусть апелласьоны Бельгии.
Основной вопрос, на который вам предстоит ответить – какие вина вам нравятся? Очевидно, что вкусы у разных людей отличаются, и даже самое качественное вино не каждому подойдёт. Вкус можно развивать, он может меняться с возрастом, в зависимости от настроения или времени суток, но он должен быть первым и единственным критерием при выборе вина. Нет никакого смысла покупать вино в два раза дороже только потому, что какой-то критик поставил ему больше баллов, если вы не представляете детально, какой системой оценок пользуется этот критик и совпадают ли его взгляды на вино с вашими.
Как можно “раскрыть” свой вкус и понять, какие вина вам больше подходят? Очевидно, только опытным путём. В крупных городах России постоянно проходят всевозможные выставки и дегустации, нередко даже бесплатные, не говоря уже о винных клубах самого разного уровня. Но, если вы пока не готовы разбираться в этом многообразии возможностей, почему бы не организовать мини-клуб самим?
Для этого нужно всего лишь обзавестись кругом единомышленников и хорошими бокалами. В обычных условиях (в ресторане или дома за ужином), как правило, никто не открывает сразу 7-8 бутылок разных вин. Если же 7-8 человек соберутся и принесут каждый по бутылке, это открывает новые горизонты. Можно дегустировать вина вслепую, в открытую, сравнивать разные вина одного производителя, разные сорта, один сорт из разных стран, и многое другое. Ключевое слово – сравнивать: именно так можно понять, что больше подходит лично вам. Вы скоро заметите, что ассортимент супермаркетов не такой уж большой, как казалось вначале, и научитесь ориентироваться в этикетках.
Конечно же, для этого нужен аналитический подход: желательно записывать впечатления (почему данное вино понравилось или не понравилось), тщательно фиксируя все детали, указанные на этикетке (сорт, страна, год урожая и т.д.)
Начинать желательно с вин попроще, как правило, сортовых вин из стран Нового света (Австралия, Аргентина, Чили и т.д.). В европейских этикетках и стилях разбираться чуть сложнее, поэтому их лучше оставить на потом.
Итак, вы пришли в магазин и стоите перед полкой. Несколько полезных советов:
Обратите внимание на ценовую политику: если вы хотите выбрать качественное вино на “каждый день”, для сопровождения хорошего ужина или же для дружеской вечеринки, выбирайте вина от 800 рублей. Вина дешевле 800 рублей при регулярной цене (то есть если на полке вы не видите акционного предложения), увы, в наших реалиях зачастую могут разочаровать своим качеством.
Ориентируйтесь на уже любимую стилистику. Вам нравится Шардоне? Вы любите Совиньон блан? Пробуйте вина из того же сорта, но, к примеру, из других стран, чтобы расширить свой кругозор.
Есть определенные сорта-маркера для некоторых стран или регионов, в которых местное виноделие преуспело, и в таком случае можно подобрать среднее по цене вино (800–2500 руб) уверенного качества. Например, для Новой Зеландии — это Совиньон блан, для Чили — Карменер, для Аргентины — Мальбек, для долины Луары — Шенен блан, для Бургундии — Шардоне и Пино нуар, для ЮАР — Пинотаж и Шенен блан, для Испании — Темпранильо, для Италии — Санджовезе и Неббиоло и так далее.
Не стоит искать “старые года” в винах средней ценовой категории: они не предназначены для длительной выдержки, и правило “чем свежее, тем лучше” тут работает.
Посмотрите на удельное содержание алкоголя: вина с более низким “градусом” (10–12%) как правило более легкие и свежие, идеально подходящие к легким блюдам и на аперитив. А вот вина с бОльшим содержанием алкоголя (13–15%) обычно более насыщенные и хорошо сочетаются с более плотными блюдами.
Не стоит выбирать вино по этикетке: яркая и привлекательная этикетка, к которой так и тянется рука может рассказать нам об идеальной работе дизайнера и маркетолога, но не гарантирует высокое качество вина. Равно как и “классическая” этикетка не является печатью качества для вина.
Ну и, конечно, если сомнения или ряд вопросов, какое именно из представленных на полке вин выбрать, есть смысл открыть телефон и использовать приложение Vivino: так как оно ориентируется именно на пользовательские оценки, а не на мнение великих винных критиков, есть шанс отыскать и средний балл, и отзывы на то самое вино, что вас привлекло или сделать выбор между несколькими вариантами.
Мы попытаемся дать ещё ряд полезных (но, увы, не универсальных) советов, а попутно развенчать сразу несколько популярных мифов.
Обращайте внимание на условия хранения вина. Вино – продукт хрупкий. На контрэтикетках, обычно, пишут, что срок годности не ограничен при условии соблюдения условий хранения. Что же имеется в виду? Вино любит прохладу (не мороз!), но больше всего – покой. Это значит, что серьёзные перепады температуры для напитка губительнее, чем просто повышенный градус по отношению к оптимальному. Мощное, насыщенное красное вино способно пролежать достаточно долго и при комнатной температуре. Белые и розовые вина более “нежные”. Тем не менее, стоит настороженно относиться к магазинам, где вина хранятся в откровенно тёплых помещениях.
Помимо температуры, серьёзным врагом вина является яркий свет. Особенно он губителен для розовых и белых вин, которые разливаются в белое, прозрачное стекло. Нередко можно встретить ряды розе, стоящие прямо перед мощными светильниками: так же красивее! Однако, такая красота быстро повлечёт за собой жертвы в виде потери свежести и ароматики. К счастью, в таких винах можно заподозрить неладное, не открывая бутылку. К примеру, если вы знаете, что любимое белое должно иметь бледно-соломенный цвет, а жидкость в бутылке стала насыщенно жёлтой, а бледно-лососёвое розовое стало почти оранжевым – это почти наверняка говорит о том, что с вином что-то не так.
Если этикетка пошла пузырями, отклеилась, а пробка сама начала проситься наружу, это тоже может свидетельствовать о проблемах с хранением и транспортировкой.
К сожалению, не все дефекты вина можно определить по внешнему виду. Однако необходимо помнить, что многие из этих дефектов являются достаточным основанием для возврата бутылки. К таким дефектам относится, например, распространённая “пробковая болезнь”.
Переходим к основным стереотипам.
Многие покупатели боятся акций, полагая, что магазины снижают цены на залежавшийся товар или товар ненадлежащего качества. На самом деле всё намного проще и сложнее одновременно. У каждой сети есть своя политика проведения акций, и она никак не связана с качеством товара. Цель любого магазина – увеличить оборот, и в отдельных случаях это приводит к серьёзному демпингу. К примеру, полочная цена на отдельные вина или категории могут быть ниже закупочной, или даже ниже полочной цены в стране производства. Звучит странно, но таким образом магазин может быстро получить наличные средства, а убыток с лихвой покрывается высокими наценками на товары других категорий. Вывод: можно и нужно следить за акциями и скидками, но желательно при этом разбираться в конъюнктуре рынка, проще говоря, знать, сколько данное вино должно стоить.
Львиная доля стереотипов винного мира связана с определением “подделок”. Интернет заполнен видеороликами и статьями, якобы помогающими отличить “настоящее” вино от “порошкового”. К сожалению, практически все такие “советы” разбиваются о здравый смысл, а также элементарный школьный курс физики или химии. Поэтому не стоит погружать бокал с вином в тазик с водой, сыпать в него соду и проделывать другие подобные махинации. Придётся признать, что практически всё вино на российском рынке так или иначе натуральное, хотя и очень разное по качеству.
Система электронного контроля за оборотом спиртосодержащей продукции позволяет отследить путь каждой бутылки. К примеру, один из самых распространённых мифов заключается в том, что, дескать, в Грузии (в Чили, во Франции – можно подставить любую страну) не делается столько вина, сколько продаётся в России, а всякие Кьянти и Риохи разливаются где-нибудь в Подмосковье. Реальность такова, что в мире наблюдается перепроизводство вина, а всё импортное вино обязано пересечь границу уже в розлитом виде в наклеенной акцизной маркой.
К слову, о контрэтикетках. В России очень популярно заблуждение о том, что контрэтикетка обязательно должна выглядеть, как невзрачная белая бумажка, наклеенная поверх оригинальной контрэтикетке на языке страны происхождения. Если же такой бумажки нет, а контрэтикетка выполнена в оригинальном дизайне на русском языке, то это подделка. Этот миф совершенно не логичен. Дело в том, что за рубежом вина зачастую продаются вообще без контрэтикеток (во многих странах нет соответствующих требований), а вот в России требование есть: все импортные бутылки обязаны пересечь границу с наклеенной контрэтикеткой и акцизной маркой. Как будет выглядеть контрэтикетка – неважно, лишь бы на ней была указана необходимая информация.
Важным критерием выбора вина является уместность.
Покупая вино, нужно понимать, кто, где и с чем будет его пить. Если вы планируете приготовить дома стейк, это одно, а если вы подбираете напиток для пикника с друзьями, это совсем другое. Совсем отдельная тема – подарки. Ну и так далее.
Итак, несколько слов о гастрономии.
Сочетание вина и блюд – не такая сложная штука, как может показаться на первый взгляд. Принцип здесь такой же, как и при работе со специями во время приготовления пищи, поэтому неудивительно, что лучшие сочетания придумывают даже не сомелье, а повара или люди, которые умеют хорошо готовить. Разбираться в наименованиях вин здесь даже не обязательно: опытному кулинару достаточно попробовать вино, чтобы понять, подойдёт ли оно к тому или иному блюду, или нет. Разумеется, не всегда есть возможность продегустировать вино заранее, поэтому желательно всё же понимать приблизительный стиль вина, которое вы покупаете.
Общее правило номер один: чем насыщеннее вкус блюда, тем более плотным и ярким должно быть вино (и наоборот, чем более деликатный вкус блюда, тем более тонкое и лёгкое вино стоит искать). Ни один из компонентов не должен доминировать или серьёзно уступать, и здесь, пожалуй, большую роль играет соус, чем продукт, из которого сделано блюдо. Соус может как “подружить” вино с едой, так и расстроить, казалось бы, очевидное сочетание. Именно поэтому, как правило, невозможно подобрать вино, зная лишь название блюда, но не зная, как именно оно было приготовлено.
Общее правило номер два: если вы не хотите рисковать, то принцип “белое к рыбе, красное – к мясу” работает в большинстве случаев. Это не значит, что отклонение от него не допускается. Лёгкие, но кислотные красные вина, такие, как Санджовезе без дуба, отлично подойдут к блюдам из рыбы и морепродуктов, тогда как плотные бочковые белые или оранжевые вина иногда способны справиться даже со стейком из говядины. Но для таких сочетаний всё-таки нужен опыт. Если вы сомневаетесь, то розовые вина могут стать панацеей: зачастую они намного универсальнее в плане гастрономических сочетаний.
Общее правило номер три: чем жирнее блюдо, тем более кислотное вино стоит подбирать. Хороший Рислинг может справиться с куском свинины, а к вегетарианским морковным котлетам подойдёт яркое, но не кислотное Вионье. С одной стороны, кислотность помогает расщеплять жир, а с другой – жирная пища меняет восприятие кислотного вина, которое кажется намного более гармоничным.
Общее правило номер четыре: найти гастрономическую пару к сладкому или полусладкому вину намного сложнее, чем к сухому или полусухому. Именно этим фактом обусловлена популярность последних, а вовсе не тем, что сладкие вина в принципе не бывают хорошими. Бывают. Но к стейку или к рыбе на гриле они не подходят совсем, увы. Если вы предпочитаете сладкие вина, попробуйте играть на контрасте, сочетая их с пряными азиатскими блюдами или сырами с голубой плесенью.